Юридический дизайн — новая честность

Основная идея юридического дизайна очевидна — вы всегда должны понимать, о чем вы договариваетесь.

Под договоренностью я понимаю соглашения в широком смысле: например, закон, это договор между гражданами страны, корпоративная культура — соглашение между компанией и работниками.

Эта идея, очевидная на первый взгляд, не применяется на практике. Очень часто, вы получаете договор написанный мелким шрифтом на 100 страницах, с использованием сложных терминов, отсылок к законодательству, перекрестных ссылок, выглядящий как таблица или чертеж – при этом предполагается, что вы обязаны обратиться к адвокату, или юристу, чтобы понять его смысл.

Интерпретационная работа, работа по осмыслению переносится на вас. Я написал договор, но ВЫ должны приложить усилия, чтобы его понять.

Есть несколько мнений в пользу такого способа ведения дел.

  • Современные экономические отношения слишком сложны, чтобы описывать их простым языком. Использование терминов помогает точнее передать суть документа.
  • В любом случае право и юридические транзакции должны быть предметом специализированного экспертного мнения — как ядерная физика или медицина.
  • Особый юридический язык добавляет уважения к документу. Люди боятся нарушать договор, который «грозно» написан.

В каждом из этих доводов есть доля правды. Но давайте будем честны, как часто мы совершаем, например, сложные сделки в сети? И, тем не менее, посмотрите, как выглядит ваше соглашение с интернет-магазином OZON. Неужели покупка миксера настолько сложная сделка, что она требует от вас юридического образования и нескольких часов изучения, предложенного вам договора, перехода по ссылкам и изучения дополнительных материалов?

Интернет-магазин как бы говорит вам – «все эти договоры такие сложные, просто доверяйте мне и не тратьте время на чтение юридических документов».

Неужели покупка обычного товара в интернете настолько сложна, что ее нельзя описать простым языком?
Неужели для покупки вы должны обладать юридическими познаниями?
Неужели вы должны благоговеть перед нажатием кнопки «купить» чтобы быть уверенным, что сделка совершится?

На мой взгляд, разумный ответ на все три вопроса – «Нет».

Юридический дизайн говорит, что право должно быть:

  • удобным
  • понятным
  • доступным

Вам должно, не побоюсь этого слова, понравиться читать договор, ведь человек, с которым вы договариваетесь (а за любым юридическим лицом всегда стоит человек), стремится договориться с вами, проявить взаимное доверие. Я, как юрист, должен сделать так, чтобы вам нравилось находиться в условиях этого договора.

Если я предлагаю вам текст договора — я должен уважать вас и написать его на нормальном, человеческом языке. Не на упрощенном детском диалекте и не языком средневековых схоластов — а так, как бы я объяснил вам его значение, будь я вашим юристом.

Если я буду писать договор сложным, несвязанным, насыщенным терминологией и какими-то схемами — вам придется обращаться к юристам, и они перекладывают на вас бремя оплаты юридических услуг. Вполне возможно, что у вас нет средств, чтобы их оплатить.

Я абсолютный, 100%, сторонник признать 99% всех потребительских кредитных соглашений недействительными — так как большинство из написаны таким образом, что понять их без хорошего юриста нельзя, а у тех, кому нужен кредит, скорее всего, нет денег на юриста.

Юриспруденция должна быть доступной.

Мне повезло работать с компаниями, которые понимают значение честности, открытости и взаимности в юридических отношениях, вот почему работая с MITLabs мы готовим документы по правилам юридического дизайна (если нам разрешают клиенты, так как многие все еще боятся «необычных договоров», которые можно читать без словаря).