Юридический дизайн — новая честность
Основная идея юридического дизайна очевидна — вы всегда должны понимать, о чем вы договариваетесь.
Под договоренностью я понимаю соглашения в широком смысле: например, закон, это договор между гражданами страны, корпоративная культура — соглашение между компанией и работниками.
Эта идея, очевидная на первый взгляд, не применяется на практике. Очень часто, вы получаете договор написанный мелким шрифтом на 100 страницах, с использованием сложных терминов, отсылок к законодательству, перекрестных ссылок, выглядящий как таблица или чертеж – при этом предполагается, что вы обязаны обратиться к адвокату, или юристу, чтобы понять его смысл.
Интерпретационная работа, работа по осмыслению переносится на вас. Я написал договор, но ВЫ должны приложить усилия, чтобы его понять.
Есть несколько мнений в пользу такого способа ведения дел.
- Современные экономические отношения слишком сложны, чтобы описывать их простым языком. Использование терминов помогает точнее передать суть документа.
- В любом случае право и юридические транзакции должны быть предметом специализированного экспертного мнения — как ядерная физика или медицина.
- Особый юридический язык добавляет уважения к документу. Люди боятся нарушать договор, который «грозно» написан.
В каждом из этих доводов есть доля правды. Но давайте будем честны, как часто мы совершаем, например, сложные сделки в сети? И, тем не менее, посмотрите, как выглядит ваше соглашение с интернет-магазином OZON. Неужели покупка миксера настолько сложная сделка, что она требует от вас юридического образования и нескольких часов изучения, предложенного вам договора, перехода по ссылкам и изучения дополнительных материалов?
Интернет-магазин как бы говорит вам – «все эти договоры такие сложные, просто доверяйте мне и не тратьте время на чтение юридических документов».
На мой взгляд, разумный ответ на все три вопроса – «Нет».
Юридический дизайн говорит, что право должно быть:
- удобным
- понятным
- доступным
Вам должно, не побоюсь этого слова, понравиться читать договор, ведь человек, с которым вы договариваетесь (а за любым юридическим лицом всегда стоит человек), стремится договориться с вами, проявить взаимное доверие. Я, как юрист, должен сделать так, чтобы вам нравилось находиться в условиях этого договора.
Если я предлагаю вам текст договора — я должен уважать вас и написать его на нормальном, человеческом языке. Не на упрощенном детском диалекте и не языком средневековых схоластов — а так, как бы я объяснил вам его значение, будь я вашим юристом.
Если я буду писать договор сложным, несвязанным, насыщенным терминологией и какими-то схемами — вам придется обращаться к юристам, и они перекладывают на вас бремя оплаты юридических услуг. Вполне возможно, что у вас нет средств, чтобы их оплатить.
Я абсолютный, 100%, сторонник признать 99% всех потребительских кредитных соглашений недействительными — так как большинство из написаны таким образом, что понять их без хорошего юриста нельзя, а у тех, кому нужен кредит, скорее всего, нет денег на юриста.
Юриспруденция должна быть доступной.
Мне повезло работать с компаниями, которые понимают значение честности, открытости и взаимности в юридических отношениях, вот почему работая с MITLabs мы готовим документы по правилам юридического дизайна (если нам разрешают клиенты, так как многие все еще боятся «необычных договоров», которые можно читать без словаря).