The roof is on fire:

как не допустить выгорания сотрудников

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
К.Чуковский



 

 

Минутка английского: термин «burnout» ввел еще Герберт Фрейденберг, психолог из США, в лохматом 1974 году. Буквально этот термин можно перевести как «сгореть изнутри». Только не представляйте себе в голове того самого буддийского монаха, совершившего fire in the hole с самим собой, речь идет о делах сердечных, а еще точнее о чувствах ваших коллег/подчиненных (оказывается, у них тоже есть чувства!). Итак, что же сказал вышеупомянутый психолог, когда сформировал объяснение термина «эмоциональное выгорание» — это расстройство психики, влияющее на личность, вследствие морального «истощения». Это касается не только работы, но и учебы, быта и даже увлечений. Все они способны истощать изнутри. Но так как на работе мы проводим большую часть нашей бодрствующей жизни, можно утверждать, что именно она подкидывает большее количество дровишек в очаг выгорания.

Если еще в 80х годах людям потребовалось введение такого термина, то, что уж говорить о нас, жителях постмодерна, в котором жизнь меняется каждую секунду, а поток потребляемой информации ту мач настолько, что способен сбить с ног любого. А тут еще проснулись американские ученые и заявили, что всех, кто испытывает недовольство работой в 20 лет, ожидает букет болезней в 40.

Доктор, а это больно?

Эмоциональное выгорание вполне можно сравнить с болезнью телесной, так как оно имеет свойство проявлять себя в клинических симптомах, причем весьма дуалистично:

  • Бессонница/Постоянная сонливость
  • Отсутствие аппетита/Лютый голод
  • Безэмоциональность/Гиперэмоциональность
  • Хроническая усталость/Неспособность усидеть на месте

Каждый второй читатель сейчас такой: «о, да это ж про меня!», и будет прав — все мы тихонечко подгораем внутри, но в разной степени. Важно не допустить пробуждения спящего дракона, который способен испепелить даже самого работоспособного сотрудника.

Универсального рецепта по предотвращению самовозгорания не существует, здесь в полной мере проявляется философское понятие индивида — все мы разные, и у кого-то нервная система работает как часы, а у другого фитиль воспламеняется от любого намека.

image

Эй, детка, ты вся горишь, я огнетушитель твой пыщь-пыщь

Ролевые игры

Уля-ля, это не то, о чем бы вам хотелось прочитать. Вся наша работа — театр, а мы в ней актеры. Только бывают так функционирующие офисы, что у одного и того же человека в равноценной команде постоянно ведущая роль, а у других пара реплик. Грамотное распределение ролей — мощная штука. Пересмотрите состав вашей команды, если один из участников в силах тянет на себе роль Гамлета, а второй только черепа — корректируйте объемы. Порой сами актеры не понимают, что ни к чему хорошему их стремление к статусу «примы театра» не приведет. В конечном итоге бравый солист заискрит, загорится и ниспадет на пол горсткой пепла.

Бахвальство

Боссу тоже не всегда хочется быть суровым черствым сухарем, и он выходит в люди с дарами мотивации. Так вот несоразмерная мотивация тоже может принести огненные плоды. Чтобы подбодрить рядового сотрудника, начальник говорит: «да ты у нас вон какой, ого-го, один на миллион! С любой задачей можешь справиться». Несчастный менеджер, далекий от комплекса Бога, теперь не может работать в обычном режиме, он обязан соответствовать идеалистическим словам начальства. Каждая неудача для него — горсть земли на усыпальнице уважения босса. Хотя он и не имел в виду ничего плохого, просто решил подбодрить своего подчиненного. Каждый раз, когда хотите по дружбе побаловать коллегу, вспоминайте, что где-то тело Николо Макиавелли крутится со скоростью света, крепко сжимая в руке кнут и пряник.

С.Т.О.П.

Этой аббревиатуре мы обязаны лучшим из нас — сообществу анонимных алкоголиков мира. Она означает категорический запрет на принятие каких-либо решений, если вы Сердиты, Тревожны, Одиноки или Подавлены. Это относится не только к начальству, которое может во время гнева праведного насыпать громких слов, после которых подчиненный захочет пойти играть в Postal Live version. Каждое принятое решение в коллективе должно приниматься с трезвой головой и горячим сердцем.

Совы и жаворонки

Странно, что в мире все изменилось, но одно остается — жесткий рабочий график. Начальство рекомендует пользоваться для связи внутри редакции мессенджерами, потому что это клево и стильно, но в то же время заставляет быть на работе от и до, как завещал дедушка Ленин. Тут стоит оговориться, что этот пассаж не касается режимных предприятий, заводов, пароходов, где работе необходимо четкое расписание. Зарубежная практика (посыпались обвинения в западничестве?) уже давно прислушивается к биоритмам каждой единицы коллектива, что определяет создание гибкого графика в компаниях. Жаворонки и совы это не причуды, а доказанный факт. Кто-то наиболее активен в утренние часы, а для других подъем с петухами является настоящей пыткой. Кому нужен зомбиподобный работник, выполняющий задачу в режиме нарколепсии. Наиболее современным решением является введение почасовой отчетности или же выделение определенного тайминга для конкретной задачи. Работнику известны сроки и обязанности, свой проект он должен выполнить за какое-то конкретное время, а в какие часы он это сделает, уже планируется индивидуально.

Ты морячка — я моряк

…Нам не сработаться никак! Вот только не надо тут же не соглашаться. Рабочий коллектив абсолютли точно становится второй семьей, и если между его частями нет ни одной точки соприкосновения, каши не сварить. Сколько горячих слез проливают hr, которых отчитывает руководство за неправильный подбор персонала. Ну как же, ведь он закончил Оксфорд, работал в Google и вот это вот все. А на деле оказывается, что босс — любитель хохмить, регулярно проводить мозговые штурмы, натыкается на холодную стену в виде равнодушного, незаинтересованного в активности сотрудника с золотым резюме. Ситуация может сложиться и обратная, да и в принципе любая коллаборация непониманий. Это не означает, что на работу необходимо брать друзей, ведь они понимают ваше чувство юмора и вообще хорошие ребята. Нет, коллектив это пазл, и каждая его часть должна органично вписываться в общую картину. Робкий, тихий сотрудник всегда будет чувствовать себя не в своей тарелке в обществе гогочущих любителей несмешных шуток, а заядлый экстраверт запасется обмылком и веревкой в коллективе, совершенно не идущим на контакт. Вы скажете, при чем тут вообще взаимопонимание, родственные души и прочая ментальная чушь, когда ты идешь на работу получать деньги? Материальные блага, безусловно, играют решающую роль для многих. Но вспомните о том букете болячек, который будет вручен вам организмом из-за того, что вы чувствовали себя неуютно и горели на нелюбимой работе, разве оно стоит того?